Есть вопросы? Звоните или задайте вопрос on-line
Официальный дистрибьютор
Информация к новости
  • Просмотров: 36
  • Автор: Respiratio
  • Дата: 7-09-2017, 11:26
7-09-2017, 11:26

Перкуссионная вентиляция при эвакуации медицинским воздушным транспортом

Высокочастотная перкуссионная вентиляция (ВЧПВ) используется при лечении ожоговых пациентов, пострадавших от дымовой ингаляции, на протяжении уже около 30 лет. В 1989 г опубликована работа (Cioffi и соавт.), в которой ВЧПВ отмечена как эффективный способ терапии ожоговых пациентов в тех случаях, когда конвенциональная вентиляция оказалась нерезультативной. Затем та же группа авторов провела еще одно исследование, в котором ВЧПВ профилактически применялась на фоне круглосуточной интубации: это позволило значимо снизить заболеваемость пневмонией и повысить выживаемость пациентов (по сравнению с ретроспективной контрольной группой). На основании этих данных ВЧПВ была выбрана основным методом вентиляции при лечении пациентов с дымовой ингаляцией в Научно-исследовательском институте военной хирургии США (USAISR) и в Военном ожоговом центре США (US Army Burn Center).
Помимо помощи больным в стационаре, Военный ожоговый центр осуществляет воздушную транспортировку ожоговых пациентов по всему миру силами команды Burn Flight Team. С 1951 г Burn Flight Team совершила транспортировку почти 5000 пациентов, суммарное пройденное расстояние составило около 8 млн км.

Перкуссионная вентиляция в вертолете

В последние несколько десятков лет военная медицина США отказывается от создания полномасштабных стационарных госпиталей на местах военных действий в пользу небольших мобильных лечебных комплексов, силами которых пациент стабилизируется и затем транспортируется в США, где получает полноценное лечение. Поэтому быстрая эвакуация пациентов критически важна. Для сравнения, во время Вьетнамской войны в Военный ожоговый центр в США было доставлено 1162 пациента, средний срок после получения ими травмы составлял 18 дней. Во время войны в Ираке и Афганистане этот же показатель составил 3,4–4,4 дня (выборка около 800 пациентов).


Долгое время использование ВЧПВ при воздушной транспортировке пациентов считалось ограниченным, так как требовало больших объемов кислорода. С 1993 г ВВС США начали использовать транспортный самолет Boeing C-17, в который встроены два 75-литровых сосуда Дьюара, которые суммарно могут вместить 150 л сжиженного кислорода или 120600 л газообразного. Это сделало возможным длительное использование перкуссионной вентиляции на борту авиатранспорта. В 2002 г был совершен первый трансатлантический перелет ожогового пациента на аппарате ВЧПВ.

David J. Barillo и соавторы в 1997 г опубликовали работу, в которой оценили безопасность и эффективность использования вентилятора перкуссионного вентилятора с контролем по давлению TXP при транспортировке ожоговых пациентов. Выборка составила 146 пациентов возрастом от 0,5 до 93 лет (средний=34,2 года), средняя площадь ожога поверхности тела составляла 40,45% (0–99,5%). Все пациенты были эндотрахеально интубированы вследствие сильного отека лица или ожоговых повреждений, травм, пневмонии, дыхательной недостаточности или по другим причинам. У 99 пациентов была диагностирована дымовая токсическая ингаляция (подтверждено бронхоскопией или сцинтиграфией легких или обоими методами). Все пациенты пережили транспортировку воздушным транспортом, 104 (71,2%) дожили до выписки из ожогового центра. Во время перелета не было зафиксировано нестабильности состояния, респираторных осложнений или остановок дыхания ни у одного пациента. Показатели газов крови до эвакуации доступны для 56 пациентов, после – для 145.

Результаты анализа газового состава артериальной крови до эвакуации (доступны для 56 пациентов):

Результаты анализа газового состава артериальной крови, сделанного после эвакуации, при поступлении в Военный ожоговый центр (доступны для 145 пациентов):

Таким образом, при поступлении в ожоговый центр pH артериальной крови ≥7,35 наблюдался у 85% пациентов, парциальное давление углекислого газа в артериальной крови ≤45 мм рт. ст. – у 97%, парциальное давление кислорода в крови ≥70 мм рт. ст. – у 99%.
Отмечена тенденция к возникновению гипервентиляции и алкалемии после вентиляции системой TXP, что может отражать прогрессивное рекрутирование альвеол. В клинической практике гипервентиляция, созданная транспортным вентилятором, имеет важное значение в плане компенсации существующего метаболического ацидоза у большинства пациентов.

 

Работа 2011 г (David J. Barillo и соавт.) содержит ретроспективный обзор случаев трансконтинентальной транспортировки пациентов командой Burn Flight Teamс использованием аппарата ВЧПВ VDR-4. 33 пациента с дымовой токсической ингаляцией совершили трансконтинентальные перелеты благодаря использованию ВЧПВ.

Все пациенты пережили перелет. В ходе транспортировки не возникло никаких респираторных осложнений или проблем с вентиляцией легких. Во всех случаях удалось достичь адекватной вентиляции и оксигенации и поддерживать их на протяжении перелета.

Данные по газам крови (до начала транспортировки и после поступления пациентов с Военный ожоговый центр) приведены в таблице:

Медицинская эвакуация воздушным транспортом связана с рядом сложностей. Во-первых, шум и вибрация затрудняют аускультацию. Относительная влажность воздуха в кабине воздушного судна сильно снижается: до 1–5% в случае длительного перелета. По закону Дальтона, когда барометрическое давление снижается, парциальное давление кислорода в воздухе тоже падает. В салоне воздушного транспорта герметизацией создается давление, соответствующее высоте 1500–2400 м над уровнем моря. При барометрическом давлении 760 мм рт. ст., характерном для уровня моря, артериальное парциальное давление кислорода у здорового человека (PO2) составляет 103 мм рт. ст. На высоте 2400 м барометрическое давление падает до 565 мм рт. ст., PO2 при этом снизится до 69. Недостаточная оксигенация у пациента на земле долгое время была противопоказанием к авиаперелету, так как на высоте напряжение кислорода в крови снизится еще больше. Применение ВЧПВ позволяет оперативно эвакуировать пациентов, которые раньше считались нетранспортабельными.